четверг, 23 июня 2011 г.

Уроки: Цвет и свет


Нашел на deviantart небольшое пособие по свету и цвету.
Для меня цвет и свет совершенно нехоженая территория, поэтому пособие показалось мне очень интересным, хотя опытным художникам оно, скорей всего, покажется примитивным. Тем не менее, вот мой перевод:




Свет и тень.

Вот простейший пример градаций серого.


Когда я начал рисовать, первое, чему я научился, это смотреть на вещи в терминах света и тени, при этом абстрагируясь от цвета. Например:


В жизни красный цвет помидора темней, чем желтый банана или тем более белый фарфорового блюда. Но если убрать цвет, то видно, что на этом конкретном рисунке самая красная часть помидора светлей, чем банан и блюдо, потому что они в тени. Мне понадобилось много времени, чтобы научиться видеть такие вещи.

Добавление цвета.

Вот простейшая градация цвета.


В центре чистый цвет, далее вы добавляете белого, пока цвет на станет абсолютно белым, или черного, пока цвет не станет абсолютно черным. Именно таким способом я меняю цвет, это помогает придавать глубину и, кроме того, применяется в другом важном приеме, о котором я расскажу ниже.

Природа света.

Приведенная выше градация не совсем точная, т.к. свет в сущности не белый. Цвет света определяется целым рядом факторов - цветом источника, атмосферой и тем, о чем я собственно хочу рассказать - цветом теней.

Тени инвертируют цвет света. Т.е. желтый свет дает фиолетовую тень, а оранжевый - голубую. Точно также голубой свет даст оранжевую тень. Однако, я не следую этому прямолинейно, а придерживаюсь правила:

ХОЛОДНЫЙ СВЕТ -> ТЕПЛАЯ ТЕНЬ
ТЕПЛЫЙ СВЕТ -> ХОЛОДНАЯ ТЕНЬ

Посмотрите на цветные фотографии и вы поймете о чем я.

Примеры:




Насыщенность и яркость.



Перед вами две цветовые гаммы. Первая очень насыщенная, вторая - приглушенная. Однако, обе они базируются на одном цвете - синем. Обе гаммы располагаются вдоль одной вертикальной линии на цветовой шкале.



В этих, горазод более интересных гаммах, один край имеет насыщенный цвет, а другой - приглушенный.




Этот подход можно очень эффективно применять по отношению к свето-тени.
Если источник света яркий и имеет насыщенный цвет,тень будет ненасыщенной.
Если свет тусклый и ненасыщенной, тень будет насыщенной.

Что нибудь для примера:

Это голова нарисована насыщенной гаммой:




Эта нарисована с насыщенным светом и приглушенной тенью. Судите сами.


Кстати, о насыщенности.

Перед тем, как перейти к комбинации холодных и темных оттенков с насыщенностью, я хотел бы коснуться вопроса о сером цвете



этот цвет ВЫГЛЯДИТ, как серый.

Этот цвет выглядит более теплым, немного розоватым.На самом деле, это и есть серый, а тот, что выше - голубой.


Этот, с чуть добавлентем "персика", кажется ОЧЕНЬ розовым.

Хорошо, ну и к чему это все? Если вам надо сделать переход от теплого или холодного цвета к противоположной тени, используйте серый. Допустим, у меня голубой свет, а тень - темно красная. Мне не нужно проходить все цвета, чтобы добраться от голубого к красному. Серый будет выглядеть теплей, чем голубой, поэтому после серого сразу можно рисовать темно красным.

Складываем все вместе:

Думаю, лучший пример, на котором можно продемонстрировать вышеописанные вещи, это человеческая кожа.
Итак, давайте посмотрим на мои цветовый палитры.



Такая схема считается палитрой для естественного освещения в помещении. Это  очень красивая палитра, но ее было нелегко подобрать. У меня получилось.

Для отраженного света (рефлексы в затененных областях) есть причудливый розовый цвет.



И для темной части теней вот такой синеватый.




Я буду использовать ненасыщенные цвета для освещенных участков и насыщенные - для затемненных .Светлые участки будут холодными, а тени - теплыми, на контрасте друг с другом, они будут казаться еще теплее-холоднее.



3 комментария:

  1. Здорово! Интересная информация! Берем на заметку ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, изучать эти приемы в действии удобно на рисунках Лозинского. Например:

    http://4.bp.blogspot.com/_Hh_V-N0Lt5s/Szqe05hYObI/AAAAAAAAAhI/kFtwjtNXl5s/s1600/vilij-9.jpg

    Под солнечным светом тени от лошадей и столба практически синие, на животе у ближней лошади теплый рефлекс и т.д.

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо за перевод! действительно, использовать разную насыщенность для света и тени - очень хороший прием.

    ОтветитьУдалить